marginalis


Место интервенции — овраг, который был пространством для игр летом и высоким склоном для катания на санках зимой. Данная территория является частью парковой зоны усадьбы Белкино и замыкает каскад прудов.

Урбанизация территории, вызванная экономическим ростом в начале века, стала причиной череды трансформаций, в результате чего овраг перестал быть естественным продолжением парка. Сначала он превратился в паркинг открытого хранения автомобилей, затем земля была отдана под строительство торгового центра. Строительство не было завершено и некогда популярное у жителей место превратилось в потухший пиксель города, уже более 10 лет обнесенный металлической оградой.

Однако вычеркнутое место не осталось равнодушно к своему положению, время возвращает все в былой вид — плита поросла разнотравьем, дно частично затопило грунтовыми водами, извлеченный при строительстве и не вывезенный грунт превратился в настоящий ландшафт, покрытый новыми растениями.

В данной интервенции существующее состояние интерпретируется вне каких-либо этических суждений, двойственность признается значимым качеством, важной частью загадочной и притягательной атмосферы места. Вся территория остается в своем сегодняшнем виде, но поверх нее накладывается сеть деревянных дорожек. С одной стороны настил является простейшим строительным решением для обеспечения возможности прохода, укрытия или консервации. С другой, этот слой приобретает новое значение и функцию — узкие дорожки для наблюдения за превращением бывшей строительной площадки в руину, своего рода настилы по которым можно ходить в местах раскопок. Сеть дорожек соотносится с сеткой колонн на фундаментной плите, она тотальна и равномерна, подчиняет пространство своей логике, но в тоже время адаптируется под рельеф места.

Сетка не ведёт к приумножению застройки, но лишь обеспечивает возможность доступа, тем самым утверждая существующее состояние как множество сценариев использования и способов интерпретации содержимого каждой ячейки.
soft corner


Объект спроектирован для конкурса арт-объектов к музыкальному фестивалю Signal 2021. Победитель в категории Nature Lifecycle.

Временный павильон в данном контексте — это пространство соединения общественного и личного, природного и человеческого — амфитеатр, развернутый вовнутрь, предназначенный для посетителей фестиваля, которые после активного отдыха с громкой музыкой могут попасть в тихое место. Простая форма, кажущаяся массивной стена — все это выполнено из мягкого сена. Павильон существовал в течение трех дней проведения фестиваля, а затем был разобран и передан локальным фермерам.

В данной работе заложены размышления об архитектуре как о череде состояний и постоянной пространственной структуре. С одной стороны — это временный павильон, построенный на период проведения фестиваля: общественное пространство из сена не может существовать долго и при использовании неизбежно превратится в руину. С другой — структура и заложенный в ней сюжет проникновения в тайное, не очевидное снаружи пространство, не зависят напрямую от материальности. Форма будет существовать в фотографиях и воспоминаниях людей, а материал из которого построен объект будет раз за разом повторять цепочку трансформаций: трава, тюки, корм для животных и т.д.

Музыкальный фестиваль проходящий в таком живописном месте сам по себе предполагает смешение культуры и природы, постоянную смену событий. В масштабах мероприятия павильон можно понимать как нечто противоположное тому, что происходит вокруг: вместо шумного клуба под открытым небом создается приватное пространство уединения. Снаружи — это стены с двумя широкими и двумя узкими проходами, внутри — сакральное пространство, тайный амфитеатр спокойствия и тишины. Павильон поглощает звуки, а внутри образуется тихое место, где сложно расслышать речь.

Место строительства расположено удаленно от крупных городов, что создало трудности с логистикой и доступом к строительным материалам и технике. Практически все подготовительные работы выполнялись вручную командой волонтеров. Как упоминалось выше, жизненный цикл павильона предполагал его утилизацию в качестве корма для животных. Поэтому в процессе работы пришлось налаживать коммуникацию с локальным комьюнити фермеров как поставщиков материалов, а также как будущих потенциальных пользователей сена уже после разборки павильона.

Основной строительный материал — тюки сена габаритом 800х500х400(h) мм, каждый из которых весит около 17-20 килограмм. Этот материал предполагал ручную укладку, что превратило строительство в тяжелый низкотехнологичный труд. В итоге было перенесено и уложено по внешнему и внутреннему периметру 23 тонны сена. Жесткость павильона обеспечивалась деревянным каркасом, тюки сена были вручную связаны с каркасом и перевязаны между собой веревкой.
space cutting


Перевод зафиксированных на видео пространств в условную модель.

vol.1
Определенная последовательность ситуаций совпадает с протяженностью видео. Таким образом при монтаже перенесенные фрагменты становятся не только частью видео, но и частью пространства.
На схеме повторяющаяся ситуация представлена как альтернативный маршрут в строгой протяженной структуре позволяющий вернуться на предыдущий этап движения.

vol.2
Все видимые объекты предстают как отдельные явления — пространства во тьме, как свет воспринимаемый отдельно от своего источника.
Движение во тьме представлено как движение в закрытом пространстве с чередой отдельных источников света, каждый из которых искажает плоскость стены и потолка. Таким образом каждый освещенный участок воспринимается самостоятельно будучи при этом частью общего пространства. Находящийся в движении зритель является мимолетным искажением полосы света идущего с потолка.
kvartira


Проект переустройства двухкомнатной квартиры в кирпичном пятиэтажном доме 1959 года постройки. Для социального жилья построенного в данный период характерно сведение площади к минимально необходимой и безальтернативная пространственная организация.

Отсутствие внутренних несущих стен внутри квартиры компенсируется частично скрытыми в перегородках железобетонными ригелями. Таким образом даже после сноса перегородок стандартная двухкомнатная квартира оказывается разделена на три части. Существующие полы, бетонный потолок, неровности стен, следы от перегородок — все это является частью истории квартиры и остается неизменным.

В пространстве свободном от несущих стен расположены новые шкафы-перегородки, за счет которых выполняется зонирование и которые также служат символическими поддерживающими элементами для железобетонных ригелей. Таким образом жизнь внутри является своего рода опорой для структуры дома.

оазис


Инженерное оборудование является следствием функционального наполнения здания, связано с определенными процессами, отвечает за качество внутреннего пространства.

Элементы оборудования вынесены за главный фасад или оставлены на виду как случайные следы несоответствия пространственных качеств зданий и требований к их техническому наполнению. Так или иначе оборудование находится в определенных отношениях как с окружающим пространством в целом так и с отдельными элементами здания.

Оазис — это проект в котором оборудование необходимое для обеспечения определенных климатических условий перестает быть спрятанной группой объектов, но становится знаком того что происходит внутри. Иными словами наружный блок становится полноценным архитектурным элементом и определяет функцию.
ТЭП


ТЭП — это критический проект целью которого является выявление универсальной сущности зданий как результата деятельности индустрии архитектуры. Черты этого проекта присутствуют в реальных зданиях, но едва ли возможна его реализация в изложенном выше виде.

За основу данного проекта взята типология многоэтажного жилого дома поскольку именно в этой типологии на наш взгляд наиболее остро проявляется сложная система взаимоотношений между индустрией архитектуры, городом как контекстом и результатом деятельности, а также человеком как потребителем и абстракцией используемой в расчетах.

В данной системе каждый дом представляет собой набор необходимых для воплощения количественных показателей и предопределенных пространственных характеристик. С формальной точки зрения это означает что применительно к любой определенной территории здание стремится либо к максимально полному заполнению участка либо к потенциально бесконечному выдавливанию по определенной траектории. Существующие для каждой территории ограничения превращают здания в различные, но по сути стандартные фигуры находящиеся на сетке городских правил и ограничений (зеленые зоны, ширина различных проездов и тротуаров и расстояния между ними и зданиями).

В рамках индустрии архитектуры здание становится набором материализованных абстракций: сетки колонн, видимое на плане деление пространства, зависимая от него разбивка плоскости фасада и дробящая ее сетка подсистемы — все это факторы предопределяющие облик здания. Подобная система репрезентации абстракции как таковая означает сама себя и постоянно нуждается в приобретении некоего стороннего смысла помогающего идентифицировать принадлежность к определенному экономическому сегменту, наиболее выгодному с коммерческой точки зрения историческому периоду или обозначить свою принадлежность контексту. Все это выражается в наличии или отсутствии декоративных элементов, использовании определенных материалов, пропорциональных особенностях зданий. Данный перечень может пополняться по мере изобретения новых возможностей для репрезентации.

Чем более строгими являются существующие изначально количественные показатели и чем полнее они стремятся заполнить участок, тем более имитационный характер несет все то что в итоге воспринимается человеком. По сути то что можно увидеть в подобных случаях есть несколько приукрашенный результат предварительного пространственного моделирования экономических расчетов. Подобные преимущественно графические приемы сменяют друг друга и призваны скорее отвлечь внимание от проблемы предопределенности.

Присущая произведенному зданию проблематика может быть проявлена при рассмотрении плоскости плана. В этом случае сама траектория развития здания способна нести определенный смысл. Фигуры в плане окончательно преобразуются в литеры, а ограничения присущие территории и самому зданию становятся принципами построения. В результате получается ансамбль построенный с учетом ограничений связанных с шириной, допустимой высотой и расстояниями между корпусами. Все эти ограничения также справедливы если рассматривать данный ансамбль в соответствии с принципами построения шрифта. Три корпуса образовывают аббревиатуру ТЭП что в результате означает важность предопределенных расчетом количественных показателей для производства архитектуры. ТЭП существует до и после проектирования. ТЭП образовывает ТЭП. Производственная система обнаруживает свой смысл в собственном воспроизводстве.

ТЭП ТЭПа
площадь застройки — 12 936,80 кв.м
площадь в гнс — 232 862,40 кв.м
плотность застройки — 33 940 кв.м/га
строительный объем — 684 356,27 куб.м
общая площадь квартир — 151 360,56 кв.м
стена


Путешествие от абстрактного правила к пространству познаваемому в опыте.

<1> Граница внутреннего и внешнего.
<2> Появление правил, внутреннее пространство делится на подобные части.
<3> Подобные части воспроизводят правило своего деления.
<4> Деление приводит к необходимости повторного формирования границы.
<5> Граница становится самостоятельным объектом, обладающим определенной шириной и правилами формирования.
<6> Появляются локальные промежутки в границе.
<7> Как следствие возможность выхода. Выход вовне означает недоступность пространства самой границы. Обладая толщиной граница остается недоступной, превращается в стену.
<8> Сохраняя свои свойства стена меняется и поддается осмыслению, но не в логике сетки, а в логике массы и пустоты.
<9> Утратив массу стена становится условной границей между окружающим миром и собственной пустотой. Данная пустота также становится частью опыта, но не существования внутри или снаружи, но опыта нахождения между.
городская лаборатория
[МАРШ]



Дипломная студия «Переосмысление гравитации» затрагивает фундаментальный вопрос существования архитектуры и законов, которые влияют и определяют ее конечный облик; направлена на поиск зависимостей между макро- (устройство Вселенной) и микромасштабами (трещина на здании).

Местом проектирования является родной город — Обнинск, где рассматриваются два важных состояния города — время усадьбы Белкино 18-го века с ее пейзажными видами и возникновение города-наукограда по случаю запуска первой в мире АЭС. В связи с этими событиями выделяются две оси — природная ось неточностей и сдвижек и городская — ось рациональных решений и планирования.

Место, где расположена городская лаборатория, как будто выпало из городской и природной ткани — после неудачной попытки строительства торгового центра остался только фундамент, который огородили и закрыли.

Поэтому существующая фундаментная плита берется за точку отсчета, которая является серединной плоскостью, которая соответствует настоящему времени, тем самым отсчитывая от себя прошлое и будущее не только места, но и города.
пирс
[МАРШ]



Первым металлом, который использовал человек, было метеоритное железо. То есть металл своего рода пришелец. Это означает, что еще до того, как человечество смогло освоить производство твердых тел из руды, оно уже имело перед глазами пример готового результата. С развитием человечества менялся химический состав, технологические характеристики и способы производства металла, но стремясь переосмыслить этот материал, человек всегда имел дело с уже существующим объектом и процессом его возникновения. История обработки металлов, от примитивной печи до гигантских промышленных печей, говорит о том, что связь материала с историей человечества намного теснее, чем кажется, если думать только об изделии и его технических характеристиках. Потеряв свою первоначальную функцию, объект обретает новое значение.

В проекте основным материалом является сталь. Сталь относится к самым распространенным и широко применяемым в строительстве видом металла, но все же в работе над проектом необходимо было посмотреть на материал во всей широте его контекста. Металл – это процесс, плоды которого имеют номадический характер и, подобно метеоритам, попадают в контекст.

В качестве локации для проектирования была выбрана набережная города Волгодонска. Для условий нестабильного уровня воды пирс также является верным решением, поскольку протяженность словно следует за водой. В проекте диагональ, уходящая от дамбы, может стать местом размещения функционального наполнения, а само понятие наружной отделки утрачивается: другие материалы возникают не как часть образа, но как необходимость для человека. С годами история старения и разрушения материала становится частью истории города.
лесной терем
[МАРШ]



Тема студии «Минимум» была направлена на выявление личного отношения к данному «ограничению». Исходная площадка для проектирования — пространство около терема в Асташово (Костромская область). После восстановления этого деревянного дома место стало пользоваться популярностью, что повлекло за собой необходимость создания гостиницы для посетителей комплекса и окрестных достопримечательностей.

Однако сложилось впечатление, что если здесь появится гостиница, то она поглотит собою терем. Поэтому в данном контексте поляну, на которой он расположен, можно воспринимать как экспозиционное пространство, на котором главным экспонатом является сам терем. В таком случае все остальное — это наблюдатели, зрители, тяготеющие к краю экспозиции. Поэтому при такой расстановке от гостиницы остается только намек (знак). Формируется новый путь, ведущий от терема к гостинице, от гостиницы к новой поляне за лесом. Минимум в данном контексте — это отсутствие.

Таким образом, здание образуется путями, которые отходят от нового просвета в лесу — просеки, главной аллеи для выхода к главному фасаду терема. Фасады гостиницы при этом становятся второстепенными и совпадают своим контуром с границей леса и просеки, являясь частью чащи. Лес, расчищенный для прохода, становится материалом для самой гостиницы.

эл один
[МАРШ]



Проект Эл Один это попытка наделить безымянные индустриальные элементы новым семантическим значением. Освободившись от своего пространственного, индустриального и экономического контекста набор типовых элементов перестает быть просто лестницей Л-1, но становится самостоятельным целым – башней нашедшей собственное имя.

Все пространственные характеристики освобождаются от своих утилитарных предназначений. На передний план выходят наиболее важные сюжеты, а именно: курительная, сцена, трибуна, бойцовский клуб, смотровая площадка, общественный туалет, центр творчества, ночлежка.
бассейн
[МАРШ]



Студия «Ремонт ландшафта» была направлена на изучение взаимоотношений природы и архитектуры с ее потайными и на первый взгляд второстепенными местами и элементами. В проекте идет речь о взаимодействии ландшафта Строгинской поймы — парка — и автомобильного моста, который разделяет полуостров парка на две части, образуя под собой промежуточное пространство, которое выпадает своей полосой пустоты из ландшафта парка.

Помимо этого эти две стороны поймы развиваются также в контрастных направлениях — верхняя часть остается практически без человеческого вмешательства, нижняя же наоборот — там активно идет расширение спортивной зоны при береговой полосе, что может за собой повести распространение строительства и на «дикую» сторону.

Мост в данном контексте выступает явным барьером, поэтому в проекте предлагается одновременно усилить контраст разделения полуострова на две стороны, но вместе с тем объединить эти половинки, создать среду, где встретятся стихийность природы и человеческого вмешательства.

Пространство бассейна — это совмещение и концентрация всех сходств и различий использования территории поймы и подмостового пространства. Наполнение водой «пустоты» — создание нового «русла» искусственной реки под мостом.
молочная ферма
[МАРШ]



Проект молочной фермы в трансформаторе в центре Москвы является откликом на судьбу здания которое подлежит сносу, так и не сумев стать нужной частью своего контекста и вписаться в рамки перехода от индустриальной к постиндустриальной парадигмы развития территории.

Соответственно, если все постиндустриальные функции в действительности оказались не совместимы с реально существующим зданием, то принимая сам факт существования здания как данность, его наполнение должно стать историческим шагом назад выраженном в использовании традиционных материалов, отказе от современной горизонтальной схемы организации пространства фермы и переходе к более традиционному, пусть и несколько измененному в данном проекте принципу вертикального функционирования (корм, животные, навоз).

Пространство необходимое для работы людей на ферме пересекается с пространством для жизни животных. Все уровни связаны между собой системой пандусов. Уклоны пандусов изменяются в соответствии с расположением различных животных (коров на первом этаже, овец на средних и коз на верхних уровнях). Таким образом ограничивается попадание животных на смежные уровни в соответствии с физиологическими особенностями: выгул коров осуществляется на улице, а коз на кровле.
hx2


Дом для двух поколений одной семьи, двойственность совместной жизни, вопрос единства и самостоятельности. Как следствие два практически разных дома объединены "мостом" через двусветную гостиную, которая, по сути, выполняет роль общего двора.

Сценарий повседневной жизни разворачивается по продольной оси движения от входа к личным пространствам. Ось соответствует стороне участка граничащей с соседями и отвечает за утилитарную составляющую: вход, коридор, инженерный узел. Поперечная ось проходящая через гостиную, террасу к лужайке перед домом — это направление вдоль которого развивается сценарий созерцания, встреч и совместной жизни.
дом из дачи


Дом из дачи — проект изначально перестройки старого дома, однако после обследования остова выяснилось, что существующий сруб непригоден для сохранения. Главным и единственным элементом от старого дома осталась русская печь — главный атрибут тепла и центр дома.

Планировка дома выстроилась вокруг этого старого артефакта как вокруг очага, являющегося связью между старым и новым жилищем. Печь осталась не только связью прошлого и настоящего, но и не потеряла своё значение как центрального места в доме. Старый дом использовался для частичной отделки помещений и создания мебели для нового дома.